Приветствую Вас Гость!
Пятница, 21.07.2017, 13:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа

Меню сайта

Чат

500

Наш опрос

Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 54

Статистика



Онлайн на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Зарег. на сайте
Всего: 16
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Обычных юзеров: 14

Сегодня нас посетили:


Поиск

Облако тэгов

Опросы

Каким интернет-браузером вы пользуетесь?
Всего ответов: 85

Реклама

Помочь сайту

Наши реквизиты WebMoney - R261171493342 и Z402650127052
ЯндексДеньги - 41001630636364

Связь с админом

457768098
alex_ey6
alexey949@gmail.com

Наш баннер

Каталог статей

Главная » Статьи » Похороны » Ритуалы, связанные со смертью и похоронами


Зачем нужно кладбище или Что надо помнить близким умершего
Автор: Игумен Федор (Яблоков)

Батюшка, когда и как следует посещать кладбище? Есть ли необходимость в посещении кладбища, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Начать нужно с того, чтобы все-таки отдать должное необходимости посещать кладбище. Отец Ульян Кречетов, духовник Московской Епархии, однажды привел такой пример, который я потом нашел и в духовной литературе. Святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть, уход за могилой – это один из тех моментов, посредством которых мы отдаем память усопшим. И далеко не самый главный, конечно.

 

Самым же основным остается молитва. Прежде всего – молитва в храме, затем – молитва на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача – посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с усопшим (потому что мы все равно не можем услышать его). Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же человек вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает беседовать неизвестно с кем. Порой такие разговоры приводят к иллюзиям, из-за которых человек, к большому сожалению и ужасу, подпадает под власть демоническую. Он начинает жить этим общением и собеседует уже не только на кладбище, но и дома, находясь в пути, перед отходом ко сну, и ночью ему тоже слышатся голоса.… Так человек попадает в настоящий духовный плен.

 

Почему же это случается? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Во время беседы он, как правило, считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не нужно, потому что смерть – это  рождение, Рождение в Вечности.

 

И не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродным отпеванию является такое богослужение, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – рождение в вечную жизнь.

 

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане вообще радовались, когда кто-то из них умирал. А  вообще человеческое горевание берет свое начало из естественной человеческой боли, от которой никуда не денешься. Ну, вот когда у меня болит воспаленный палец, я понимаю, что нужно удалить его. И после операции мне невыносимо больно. Но потом, когда рана заживает, боль проходит. Смерть родного человека напоминает хирургическое вмешательство: со смертью близких отсекается какая-то часть от живущих. И это разделение приносит боль, много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание различий между вышеприведенными примерами «физической» и «духовной» операции. Усопший, в отличие от отсеченного пальца, который, как больной орган, был отделен от тела и от которого избавились за ненадобностью, уходит от нас в Церковь Торжествующую, но при этом остается членом нашего Тела. Важно осознать и понять, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь на земле мы беседовали с этим человеком и молились за него, но никто не мешает нам продолжать реализовывать свою любовь к этому человеку во многих поступках нашей жизни, таких как молитва (прежде всего!) и дела милосердия. Святые Отцы говорят: «Милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят усопшим великое утешение». Все это необходимые свидетельства нашей памяти об усопших,деятельной памяти, истинной памяти. Когда же человек просто приходит на кладбище и замыкается в одном лишь собеседовании (причем, как правило, в надуманном и не имеющим под собой святоотеческого корня), он мучает себя, проливает много-много слез и уже не может пребывать в состоянии спокойствия и светлой печали.

 

Даже не осознавая своей зависимости от посещения кладбища, скорбящие люди механически ездят туда каждый день. При этом зачастую, будучи зависимыми от своего горя, они стремятся на кладбище, а в храм не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо Храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

 

Как поминать усопших и как обустраивать могилы?

 

Если на Радоницу приходящие на кладбище к усопшим понимают, что этот день предназначен именно для церковного поминовения, и потому заходят в храм свечку поставить и записочку подать, то на Пасху большинство людей проходит мимо. Просто страшное зрелище, когда толпы идут на кладбище, и проходят мимо храма. И в такой праздник в церкви находится всего несколько человек.

 

Отдельный вопрос, откуда пошла традиция посещения кладбища на Пасху. Дело в том, что раньше люди приходили на пасхальное богослужение из далеких деревень в село, где был храм – за 10, а то и за 20 километров. А, выходя из храма, они с освященными куличиками и яичками шли разговеться на расположенные неподалеку от храма деревенские кладбища. И на могилах своих близких родственников люди располагались и праздновали Пасху. Но именно праздновали Пасху, без скорби и без алкогольных возлияний. Именно таким складывалось пасхальное поминовение. В такой форме оно может быть в какой-то мере оправдано. Но сегодня, когда на службу приходит 2 процента населения, происходит замещение религиозного стремления души исключительно поминовением усопших, что не соответствует церковному празднованию Пасхи.

 

Молитва и благодать Божия приносят утешение душе усопшего, греховные же страсти, выражающиеся в распитии спиртного на могиле (при котором еще и «покойнику наливают»!) терзают его душу. Спиртное, оставленное на могиле, достается пьяницам, которые используют эту возможность для удовлетворения своих страстей.

 

Родители усопшего младенца иногда впадают в другую крайность: они приносят на могилку ребенка игрушки и, вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, уже невозможно молиться. Куда полезнее вместо игрушек разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

 

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в Храм Божий, например, к празднику, и к иконочке приносим живые цветы, мы проявляем нормальное религиозное чувство. Живые цветы, а не искусственные, принесенные в праздник к иконе, являются благим душевным порывом. Другое же дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбищах сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

 

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся в ней людям и к Церкви Божьей. Благие поступки действительно могут найти отклик и помочь душе усопшего. И это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему, помогают себе удовлетворением своего тщеславия: то есть, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

 

Когда меня спрашивают, как лучше обустроить могилу, я рекомендую на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой не удобной  ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Нам следует помнить, что как на похоронах, так и на панихиде мы молимся на Господа нашего, а не на фотографию покойного, и потому должны поворачиваться к иконам во время молитвы. Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

 

Таким образом, кощунственным можно назвать фотографию усопшего на распятии. Но еще большим кощунством является помещение его фотографии дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божьей и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место. Никто не спорит с тем, что фотографии усопших должны стоять дома: опять-таки детки и внуки не будут забывать своих близких, будут чувствовать свое родственное древо. Но фотографии не должны находиться  в одном ряду со святыми.

 

Когда принято посещать кладбище?

 

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и Храм, и кладбища: «родительские субботы» в течение года (Радонеца, Троицкая родительская суббота, Димитриевская родительская суббота), а также родительские субботы, связанные с Великим Постом (Мясопустная и Великопостная родительские субботы). Во-вторых, конечно, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть, в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и батюшку на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, День Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин Литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно Литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

 

© Memoriam.ru



Источник: http://www.memoriam.ru/main/ritual?id=19
Категория: Ритуалы, связанные со смертью и похоронами | Добавил: AleX (01.11.2011)
Просмотров: 13627 | Теги: похороны, смерть, помнить, кладбище, умерший, что надо, близкие, Ритуалы | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Карта сайта
PDA версия сайта
© ПоЛюС 13.06.2017 - 21.07.2017 Ваши предложения, вопросы и жалобы можно отправить на cemeterychelny@mail.ru   
Все материалы, размещенные на нашем сайте, были найдены в сети интернет, как свободно распространяемые и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствует действительности, просьба немедленно сообщить администрации с целью устранения правонарушения.
Идея - Александр Ильин
Создание и поддержка - Алексей Ильин
г.Набережные Челны
Используются технологии uCoz
Могилы знаменитостей, Кладбища Москвы и Санкт-Петербурга, Набережные Челны, Статьи, Форум, ПоЛюС: http://cemeterychelny.ucoz.ru